Паносян Размик

(Выдержки из интервью Т.Саруханяну)

«Голос Армении», 9 июля 2002 г.

 

«Многие армяне обязаны своим существованием тем туркам, которые, например, спасали их бабушек. Для решения проблемы мы должны объявить, что не ненавидим весь турецкий народ».

Вопрос в том, что я лично в Армении не встречал никого, с кем можно было бы серьезно говорить, не обвиняя диалог (с турками - прим.Ф.А.). Принимаю, что Сюни (проф. Чикагского университета – прим.) произвел плохое впечатление в Армении, но это не означает, что он предатель. Как можно ожидать от него, чтобы он на организованную им конференцию (Мичиганская научная конференция, созванная по инициативе профессора Мичиганского университета Фатьмы Мюде Гюзек и Рональда Сюни в 2002 г. прим.Ф.А.) пригласил людей, которые считают его предателем? Проблема в том, чтобы знать в Армении кого-то, с кем можно было бы вести диалог или анализировать без обвинительных ярлыков. В Мичигане были существенные научные разногласия, особенно между армянами…

Младотурки свое решение об истреблении, геноциде армян вынесли в течение 1911-1915 гг. В.Татрян (директор «Института Зоряна по исследованию геноцида» - прим.Ф.А.), не соглашался с этой точкой зрения, он говорил, что турки всегда имели геноцидные намерения, всегда хотели истребить армянский народ и делали это при любой возможности, особенно тогда, когда полагали, что останутся безнаказанными. Якобы геноцидогенность присуща и турко-исламской культуре. Антитуркизм здесь очевиден. Ему возражали некоторые армянские ученые, которые выразили свое несогласие с мнением Татряна, ссылаясь на то, что в ходе геноцида некоторые турки спасали армян. Полемика по этому вопросу развернулась между В. Татряном с одной стороны и Р.Сюни, Р.Ованнисяном с другой…

Экстремистски настроенные армянские ученые считают некоторых историков, тех, которые согласны на диалог (с турками. - прим.Ф.А.), предателями… Ричард (проф. Калифорнийского университета Ованнисян - прим.Ф.А.) согласен на диалог с прогрессивными группами, и он представил армян, которые спаслись благодаря туркам. Не все армяне ненавидят турок...

Многие армяне обязаны своим существованием тем туркам, которые, например, спасали их бабушек. Для решения проблемы мы должны объявить, что не ненавидим весь турецкий народ...

Два армянских историка, обсуждая проблемы, могут не прийти к единому мнению. Мы пытаемся прийти к консенсусу в вопросе, почему произошел геноцид армян. В чем его причина и следствия. В результате консенсуса появятся участники, тезисы которых сходны с тезисами, выдвигаемыми турками, и наоборот. Если есть исторические факты, мы не можем их игнорировать. Армяне были активными людьми, которые играли активную роль в османской политике. Мы должны отойти от образа невинных овечек. И отойдя, на основе позиций двух сторон, прийти к консенсусу. Я не вижу проблемы в том, что Сюни или какой-либо другой ученый говорят нечто, что говорится и прогрессивными турками, если это - историческая истина…

Почему, например, мы, армяне, в случае с Р.Сюни должны использовать слово «туркофильская» позиция, а не просто позиция. В вопросе уже содержится ярлык...

Мы хотели объяснить, почему произошел геноцид, и не должны считать, что турки - народ-погромщик и не любят армян...


Паносян Размик

Доктор политологии, преподаватель факультета управления лондонского Института экономики и политологии (LSE)

Пришел - Разрушил -
Всех изгнал -
Переиначил - Переписал

все авторы...

AzInWEB